ГлавнаяНаиболее часто задаваемые вопросы в сфере лицензирования и сертификации и ответы на них.

Наиболее часто задаваемые вопросы в сфере лицензирования и сертификации и ответы на них.

Вопросы и ответы

1. Каковы законные основания использования помещений (зданий, сооружений) при лицензировании?

Помещения, указанные по адресу (адресам) осуществления лицензируемого вида деятельности, должны быть у предприятия:

  • либо в собственности;
  • либо в аренде (субаренде), при этом срок аренды не регламентирован;
  • либо на правах хозяйственного ведения, оперативного управления.
2. Может ли быть отказ в предоставлении лицензии в области ВиВТ, если в договоре аренды помещений указано их назначение «под офис», «административные нужды» и пр.?

В договоре аренды (субаренды) не должно быть фразы о том, что помещения передаются организации только под офис, потому что соискатель лицензии должен на этих площадях заниматься не только офисной работой, сидя у компьютеров, но и производственной деятельностью. Если в договоре есть фраза «про офис», его надо переделать, и записать, что помещения могут быть использованы «для производственных целей и для размещения под офис» или «для осуществления видов деятельности согласно Уставу Арендатора».

Иначе будет отказ в предоставлении лицензии по той причине, что предприятие не обладает необходимыми производственными площадями.

3. Относится ли специальная оценка условий труда (СОУТ) к лицензионным требованиям?

Специальная оценка условий труда не относится напрямую к установленным требованиям в области ВВТ, авиатехники, космической деятельности (КД), и никаких документов, подтверждающих проведение СОУТ к заявлению, прикладывать не надо. Но в случае проведения у соискателя выездной проверки рабочей группой уполномоченного органа такие документы могут быть затребованы, и их отсутствие, как минимум, послужит основанием для наложения немалого административного штрафа, а в совокупности с другими незначительными нарушениями, может послужить основанием для вывода о несоответствии установленным требованиям.

4. Как правильно выбрать номенклатуру продукции для лицензирования?

Для предприятия при выборе конкретной продукции и классов ЕКПС надо, в первую очередь, руководствоваться наличием потенциальных или реальных заказчиков (госзаказчики в лице Минобороны России, Минпромторг России, ГК Роскосмос, ФСБ, МВД и пр. или заказчики в лице предприятий и организаций), которые готовы, имеют намерения давать (дать) Вам заказ (заказы) на разработку, производство, ремонт, испытания, утилизацию какой-то конкретной техники, оказывать какие-либо услуги, уже работают с Вами по контракту (договору) по номенклатуре военной (авиационной, космической) продукции, или работали с Вами по этим вопросам в не столь отделанном прошлом (не более 1-2 лет назад). При наличии таких потенциальных, реальных или работавших с Вами в недалеком прошлом заказчиков надо выбирать предметы снабжения и классы именно под то, что Вы собираетесь делать.

5. Подлежат ли лицензированию в области ВТ проведение НИР и разработка конструкторской документации, программного обеспечения?

Научно-исследовательские работы (НИР) в сфере ГОЗ, разработка только конструкторской документации, а также программного обеспечения не лицензируются.

6. Нужно ли получать лицензию в области ВиВТ, если организация занимается только техническим обслуживанием какой-либо продукции в рамках ГОЗ, и не занимается при этом ее ремонтом?

Если предприятие занимается только техническим обслуживанием (монтажом, установкой) какой-то продукции, но не занимаетесь при этом ее ремонтом, лицензию в области ВиВТ получать нет необходимости, потому что полностью этот вид работ (услуг) звучит так «ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж ВВТ», это единый вид и что-то выдергивать из него недопустимо. Более того, в этом виде работ (услуг) главной (ключевой) работой (услугой), является «ремонт».

7. Необходимо ли получать лицензию на испытания ВТ при проведении предъявительских, приемосдаточных испытаний продукции?

Испытания ВТ, это очень специфичный вид работ (услуг), разрешительные документы на этот вид работ (услуг) имеет штучное количество предприятий по России, имеющие специально аттестованные испытательные центры, лаборатории и пр., которые специализируются на таких услугах. Необходимые испытания продукции (ПИ, ПСИ и пр.) проводятся в рамках разработки, производства и ремонта военной техники, и на такие испытания отдельная лицензия не нужна!

8. Что относится к технической документации для разработки вооружения и военной техники?

Если организация собирается заниматься разработкой ВиВТ, у нее должны быть исполняемые ТТЗ (ТЗ) на ОКР (СЧ ОКР), либо бюллетени или ТТТ на модернизацию с изготовлением опытного образца, выданные в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) и подписанные (согласованные) органами военного управления (представителями госзаказчика, ВП МО РФ, ЦНИИ МО РФ и пр.).

Решить проблемы с документацией на разработку оборонной продукции также помогут ОКР, исполняемые в соответствии с требованиями «Правил разработки (модернизации) ВВиСТ за счет средств организаций и частных инвесторов», утвержденных Военно-промышленной комиссией (ВПК) при Правительстве РФ (протокол от 26.06.2013г. №5с) и (или) Приказа Министра обороны РФ от 24.10.2022г. №640 «Об утверждении инструкции органам военного управления по рассмотрению предложений, поступивших от организаций РФ в рамках инициативных работ».

9. Что относится к технической документации для производства и реализации ВВиСТ?

Если организация собирается осуществлять производство и реализацию ВВиСТ, у нее должны быть на законных основаниях технические условия на производство той или иной техники, с литерой не ниже О1 или А. При этом технические условия должны быть подписаны (согласованы) органами военного управления (представителями госзаказчика, ВП МО РФ, ЦНИИ МО РФ и пр.).

При отсутствии технических условий, нужны хотя бы чертежи или иная документация на производство продукции.

10. Что относится к технической документации для ремонта, технического обслуживания, установки и монтажа ВВиСТ?

Если организация занимается ремонтом, ТО, установкой и монтажом ВВиСТ, у нее должны быть на законных основаниях технические условия на средний или капитальный ремонт и (или) руководства по среднему или капитальному ремонту той или иной техники, с литерой не ниже РО1 или РА. И все это должно быть подписано (согласовано) органами военного управления (представителями госзаказчика, ВП МО РФ, ЦНИИ МО РФ и пр.).

В отдельных случаях можно использовать эксплуатационную документацию, а также технические условия.

11. Что относится к технической документации для утилизации военной техники?

Если предприятие собирается заниматься утилизацией ВиВТ, у нее должны быть на законных основаниях ТУ, технологические процессы на утилизацию, технические задания на утилизацию, карты технологических процессов, руководства по монтажу и демонтажу, чертежи, другая техническая документация по этой теме. И все это (хотя бы частично) должно быть также подписано (согласовано) органами военного управления (представителями госзаказчика, ВП МО РФ, ЦНИИ МО РФ и пр.).

12. Что относится к технической документации для испытаний ВВиСТ?

Если соискатель собирается осуществлять испытания ВВТ, у него должны быть на законных основаниях ТУ (при проведении испытаний серийной или мелкосерийной продукции); копии ТЗ (ТТЗ), при проведении испытаний опытного образца ВВТ в рамках ОКР (СЧ ОКР); необходимые ГОСТы (ГОСТ) систем КСОТТ и (или) КСКК; программы и методики проведения испытаний конкретных образцов ВВиСТ; перечень средств измерений, испытательного оборудования и технических систем (комплексов) полигона или испытательной организации (ТСКП), используемых при испытаниях конкретного образца ВВТ. При этом данные документы (хотя бы частично) должны быть также подписаны (согласованы) органами военного управления (представителями госзаказчика, ВП МО РФ, ЦНИИ МО РФ и пр.).

13. Какое технологическое оборудование должно быть у предприятия-соискателя?

В общем случае, данный вопрос надо решать исходя примерно из технологических процессов, которые организация-соискатель намерена выполнять. К примеру, если организация собирается в процессе разработки, производства и ремонта продукции проводить какие-то металлообрабатывающие операции, у нее должны быть какие-то металлообрабатывающие станки (фрезерный, токарный, сверлильный и пр.), если она в процессе своей деятельности собирается заниматься изготовлением печатных плат, у нее должны быть соответствующее оборудование для печати этих плат, если организация собирается заниматься просто сборкой и монтажом какой-то продукции из покупных изделий (платы, корпуса, электрорадиодетали и пр.), у нее должны быть соответствующим образом оборудованные рабочие места монтажников (электромонтажников) с необходимым монтажным инструментом, принадлежностями и средствами измерений.

В уполномоченных органах (Минпромторг, Роскосмос) нет какого-то конкретного перечня оборудования, которое должно быть в обязательном порядке у соискателя, поэтому это вопрос полностью самой организации, но решен он должен быть логично, исходя их тех технологических операций, что она намерена осуществлять.

14. Как подтверждается наличие необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы контроля качества выполнения работ (системы производственного контроля)?

В штатном расписании и структуре предприятия фактически должны быть подразделения (сотрудники), обеспечивающие контроль качества и метрологическое обеспечение:

  • отдел технического контроля (отдел контроля качества и пр.) или сотрудник, исполняющий эти функции;
  • отдел технолога или сотрудник, исполняющий эти функции;
  • отдел метролога или сотрудник, исполняющий эти функции;
  • подразделение входного контроля или сотрудник, исполняющий эти функции;
  • отдел выпуска и хранения технической документации или сотрудник, исполняющий эти функции.

Для разработки продукции дополнительно:

  • отдел нормоконтроля или сотрудник, исполняющий эти функции;
  • конструкторское подразделение.
15. Когда необходимо проходить ресертификацию СМК?

Ресертификацию СМК с заменой сертификата соответствия системы менеджмента (СМ) требованиям определенных стандартов необходимо проводить:

  • по истечении трехгодичного срока с момента выдачи сертификата;
  • в случае замены органа по сертификации;
  • в случае необходимости внесения изменений в сам сертификат (изменения юридического, производственного адреса держателя сертификации, изменения области применения СМ и пр.).
16. Необходимо ли специальное разрешение ФСБ на работы с гостайной для получения лицензии в области ВВТ, космической деятельности, аватехники?

Если предприятие выполняет работы (оказывает услуги), связанные со сведениями, составляющими гостайну, или планирует делать такие работы (оказывать такие услуги), оно должно иметь действующую лицензию территориального УФСБ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Если предприятие не выполняет работы (не оказывает услуги), связанные со сведениями, составляющими гостайну, оно может не иметь такого документа. В этом случае организация должна представить справку (заключение) за подписью руководителя предприятия о том, что оно не выполняет по имеемым договорам, госконтрактам работы и не оказывает услуги, связанные со сведениями, составляющими гостайну.

17. Что такое лицензия на сервисное обслуживание ВВТ (СО ВТ)?

В 2022 году в соответствии с поправками в Федеральный закон №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021г. №2118 введен такой новый лицензируемый вид деятельности, как «сервисное обслуживание ВВТ».

Лицензия на СО ВТ дает возможность ее обладателю оказывать данные услуги выездными бригадами по местам дисклокаций частей, соединений и объектов Минобороны России, МВД, ФСБ, МЧС, Росгвардия и пр. А это новые заказы и новые доходы. Данное направление деятельности сейчас очень активно развивается и услуги эти очень востребованы!

Наш Центр оказывает также услуги на лицензирование сервисного обслуживания ВВТ. Стоимость услуг составляет 145 000 рублей. Для организаций, имеющих лицензию на производство и ремонт ВиВТ, возможно получение лицензии на СО ВТ в упрошенном порядке за 40 000 рублей.

18. Кто лицензирует в области ВиВТ и боеприпасов?

Единоличным уполномоченным органом в области ВиВТ и боеприпасов с 2015 года является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг РФ). Предшественником Минпромторга РФ в этой сфере являлась Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ).

19. Каковы сроки лицензирования?

Эти сроки в общем случае состоят из двух этапов:

  • подготовительный (работа по договору на оказание услуг с нашим Центром). Этот этап в идеальном случае может составить 3-4 недели;
  • контрольный (прохождение документов в уполномоченном органе). В соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон №99-ФЗ) этот этап не может превышать 45 рабочих дней.

В настоящее время заявление подается в электронном виде через личный кабинет организации на ЕПГУ (Единый портал госуслуг). В связи с этим время рассмотрения документов в уполномоченном органе сократилось до 30-35 дней.

Таким образом, суммарное время с момента заключения договора на оказание услуг до момента получения лицензии может составить 2 месяца.

Иногда (при благоприятном раскладе) это срок может быть меньше.

Лицензию Роскосмоса можно получить вообще через 10-15 дней.

20. Какие дополнительные требованиям могут предъявляться к персоналу организации при лицензировании на авиационную технику?

В соответствии со статьей 23 Воздушного кодекса РФ «Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации».

Если предприятие намерено осуществлять работы (услуги), связанные с такой авиацией, ее персонал по своему составу и квалификации должен соответствовать (хотя бы частично) требованиям приказа Минпромторга РФ от 22 сентября 2016 года №3366 «Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации Российской Федерации».

К сожалению, нет единого подхода к вопросу, к каким работам (услугам), относится данный приказ. Поэтому здесь надо исходить из той продукции, на которую Вы собираетесь лицензироваться.

В любом случае, если предприятие занимается летательными аппаратами в целом (в том числе, беспилотными летательными аппаратами), оно должно руководствоваться этим приказом. Предметы снабжения, подпадающие под этот приказ, можно отнести к следующим классам ЕКПС: 1510 Самолеты, 1520 Вертолеты, 1530 Воздухоплавательные аппараты, 1540 Планеры, 1550 Беспилотные комплексы и летательные аппараты.

21. Обязательно ли представлении в заявлении копии договоров долгосрочной аренды или выписки из ЕГРН?

Если права на недвижимость (собственность или долгосрочная аренда с государственной регистрацией в Росреестре) зарегистрированы в ЕГРН, то можно никаких документов по данному пункту не предоставлять!

Таким образом:

  • при долгосрочном договоре аренды, зарегистрированном в Росреестре, соискатель может представить в своем пакете заверенную копию такого договора аренды со всеми его неотъемлемым частями (акты приема-передачи помещений, экспликации арендуемых помещений и пр.), но это не является обязательным. То есть, это право, но не обязанность организации-соискателя;
  • если соискатель является собственником помещений, зданий (сооружений) по адресу осуществления своей деятельности, он также может не представлять в уполномоченный оргаг выписку из ЕГРН.
22. Куда конкретно надо направлять заявление на включение в сводный реестр организаций ОПК?

Заявление адресуется в профильный по номенклатуре продукции или сфере услуг организации Департамент Минпромторга. Если есть затруднения с выбором того или иного Департамента МПТ, следует адресовать его в Департамент оборонно-промышленного комплекса.

23. Необходимо ли представление в Минпромторг каких-либо сведений, подтверждающих соответствие помещений (зданий, сооружений) соискателя на включение в Реестр ОПК установленным требованиям?

Каких-либо сведений, подтверждающих соответствие помещений (зданий, сооружений) соискателя установленным требованиям, представлять не нужно. Эти данные в основном носят заявительный характер.

24. Необходимо ли представление в Минпромторг каких-либо сведений, подтверждающих соответствие оборудования, средств измерений, персонала соискателя на включение в реестр предприятий ОПК установленным требованиям?

Каких-либо сведений, подтверждающих наличие оборудования и средств измерений на законных основаниях (документы бухгалтерского учета, договоры аренды и пр.), а также документов, подтверждающих исправность оборудование и средств измерений, представлять не нужно.

Аналогично это касается и сведений, подтверждающих квалификацию персонала.

Все данные по оборудованию, средствам измерений и персоналу, где они включены в то или иное приложение к Регламенту носят заявительный характер.

25. Каковы основные признаки отнесения предметов снабжения к военной технике?

Порядок лицензирования юридических лиц в сфере военной техники регламентирован Положением о лицензировании в области ВВТ и боеприпасов, введенным в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 2386 (далее - Положение)

В данном Положении, которая вступило в силу 1 марта 2022г., указано, что оно устанавливает порядок лицензирования деятельности, осуществляемой юридическими лицами на территории Российской Федерации, в отношении вооружения и военной техники, а также боеприпасов по перечням согласно приложениям 1 и 2 к этому Положению.

Приложения 1 и 2 к Положению содержит исчерпывающий Перечень ВиВТ и боеприпасов, деятельность с которыми которых подлежит лицензированию.

Таким образом, наличие тех или иных предметов снабжения в Приложениях к Положению является одним из определяющих, наряду с другими, признаков отнесения продукции к ВиВТ и боеприпасам.

26. Можно ли по государственному оборонному заказу работать без лицензии?

Да, можно. Но для этого Ваша продукция не должна являться вооружением и военной техникой. Отнесение отдельных видов предметов снабжения к вооружению и военной технике находится в компетенции государственного заказчика, а заключение о необходимости (или отсутствию необходимости) лицензирования в области военной техники дает уполномоченный орган (Минпромторг России). Если в письме госзаказчика указано, что данные предметы снабжения не могут быть отнесены к ВВиСТ, деятельность с такой продукцией может осуществляться без специального разрешения. Но окончательный вердикт по данному вопросу должен вынести уполномоченный орган.

27. Кто в Минобороны уполномочен выдавать заключения по отнесению продукции к ВиВТ?

В соответствии с решением заместителя Министра обороны РФ от 10 марта 2017г. №210/3/3/1417 (с учетом письма от 7.04.2017г. №210/3/3/2120) ответственным за подготовку и направление заявителям разъяснений по отнесению предметов снабжения к вооружению и военной технике определено ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России.

При этом, 46 ЦНИИ Минобороны России дает такие заключения только в части касающейся финальных образцов военной техники (систем, комплексов), принятых на снабжение (вооружение, эксплуатацию) в Вооруженных Силах РФ.

Иногда такие заключения выдают заказывающие управления Минобороны России, иных силовых ведомств и структур.

28. Почему Минпромторг до сих пор требует заключение госзаказчика по отнесению продукции к ВиВТ?

Несмотря на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 № 2386 в Положение о лицензировании введены достаточно конкретные признаки отнесения той или иной продукции к ВиВТ и боеприпасам, требование уполномоченного органа о предоставлении в пакете документов письма госзаказчика (Минобороны России, МВД РФ, ФСБ РФ и пр.) до сих пор осталось неизменным.

Почему так? Объясняется все достаточно просто. В Положении указано три конкретных признака, позволяющие отнести продукцию к ВиВТ. Это пункт 3 (два признака) Положения и Перечень (Приложение к Положению). Так вот, наличие продукции в этом Перечне еще не говорит о том, что она обязательно относится к ВиВТ.

К примеру, если Вы собираетесь получать разрешительный документ на колесные тягачи (класс 2320 Приложения 1 к Положению), это не значит, что Ваша продукция обязательно относится к военной технике. Для этого она должна соответствовать еще двум другим признакам, указанным в пункте 3 Положения. И окончательную оценку этому вопросу, по мнению Минпромторга, и должен давать государственный заказчик по государственному оборонному заказу в лице Минобороны России (ФСБ РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Росгвардия, ФСО РФ и пр.).

29. Что такое ЕКПС и где он применяется?

ЕКПС – это Единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд. В настоящее время действует ЕКПС ЕК 001-2020, введенный в действие приказом Росстандарта от 24.07.2020 N 62-ек.

Классы ЕКПС применяются при лицензировании в области ВВТ, сервисного обслуживания ВиВТ, при лицензировании в области авиационной техники, а также при сертификации систем менеджмента по ГОСТ РВ 0015-002.

30. В каком виде выдаются в настоящее время разрешительные документы?

Такие документы выдаются в настоящее время в виде выписок из реестра лицензий со специальным QR-кодом.

Вопросы и ответы