Лицензия на военную продукцию в настоящее время является, пожалуй, самой сложной в плане ее получения, как в части временных, так и в части финансовых затрат. Лицензирующий орган (ранее – Рособоронзаказ, а в настоящее время – Минпромторг) предъявляет очень жесткие требования к соискателям лицензии, и это вполне оправданно, поскольку продукция, разрабатываемая, производимая, ремонтируемая в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ), обеспечивает решение такой важнейшей задачи, как укрепление обороноспособности страны! И это не громкие слова! Такие жесткие требования позволяют не допустить к исполнению заданий ГОЗ организации, которые реально (объективно) не могут обеспечить требуемый высокий уровень качества, предъявляемого к военной продукции. И все это делается для того, чтобы наши ракеты летали в нужную сторону, чтобы летательные аппараты не падали по непонятным причинам на землю, а корабли и подводные лодки не горели и не тонули. Да, многие соискатели лицензии не выпускают финальных изделий, а занимаются только отдельными составными частями, но эти отдельные составные части, блоки, устройства входят в состав конечных изделий ВВТ, тех же самых ракет, самолетов, кораблей и танков, и отказ этих изделий на каком-то этапе эксплуатации такой техники и оружия приводит порой к катастрофическим последствиям.
Лицензия на военную технику часто требуется не только при формировании пакета заказов, не только при плановой производственной деятельности организации. Уже при подаче заявок на конкурсы и аукционы она тоже бывает нужна. Именно такое требование прямо следует из федеральных законов, как в области лицензирования в целом, так и относящихся к выполнению государственного оборонного заказа.
КАКИЕ ОШИБКИ ЧАЩЕ ВСЕГО ДОПУСКАЮТ СОИСКАТЕЛИ ЛИЦЕНЗИИ ПРИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ?
Одной из самых распространенных ошибок при лицензировании военной техники в целях получения лицензии на военную продукцию, является заведомо неправильный посыл отдельных организаций и предприятий, которые полагают, что подготовка к лицензированию в области ВВТ (лицензирование военной техники) не является достаточно сложной процедурой, учитывая то, что на сайте Минпромторга имеются определенные образцы документов и приведены рекомендации по их заполнению.
В ответ хотелось бы возразить, что на сайте лицензирующего органа выставлены далеко не все образцы необходимых документов (не более 10% от требуемых), которые надо готовить, и указаны не все необходимые рекомендации, которые нужно знать и выполнять соискателю лицензии для того, чтобы получить такой документ, как лицензия на военную продукцию. Нюансов и «подводных камней», о которых может не знать соискатель лицензии, очень и очень много.
В итоге, результатом такой самостоятельной подготовки к лицензированию военной техники может явиться:
элементарный отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии по формальному признаку (такой отказ в настоящее время по нашей статистике получают до 80% вновь лицензируемых предприятий);
назначение выездной контрольной проверки соискателя лицензии, которая по нашей статистике в 70-80% случаев приводит к отрицательному результату.
Вот почему в лучшем случае результатом такой самостоятельной подготовки соискателя лицензии к получению лицензии на военную продукцию могут стать систематические (неоднократные) поездки в Москву Ваших представителей для передачи дополнительных документов, которые может запросить лицензирующий орган. Все это приводит к затягиванию времени, дополнительной трате сил и средств. На нашей памяти были предприятия, у которых по данным причинам лицензирование военной техники затягивалось до 8-12 месяцев вместо положенных по закону 45 рабочих дней!
ДРУГИМИ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ ОШИБКАМИ СОИСКАТЕЛЕЙ ЛИЦЕНЗИИ НА ВОЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ ЯВЛЯЮТСЯ:
- подача документов в Минпромторг без решения вопроса по закреплению ВП МО РФ;
- подача документов в Минпромторг без решения вопроса по разработке и внедрению СМК;
- подача документов в Минпромторг без наличия заключения госзаказчика по отнесению продукции к ВВТ;
- подача документов в Минпромторг без решения вопроса по испытательному оборудованию или без проведения его первичной аттестации;
Потому-то в процессе лицензирования военной техники наших Заказчиков, мы держим эти вопросы под постоянным контролем.
Профессионалы знают, как оценивать предоставленные клиентами документы, на что в них будут потом обращать внимание эксперты лицензирующего органа. Процедура поддержки подразумевает и оценку достоверности сведений, в том числе непреднамеренных ошибок заявителя.
Далеко не все консалтинговые организации в подобной области работают добросовестно. Потому попытка обратиться «куда дешевле» обычно приводит к закономерным провалам в таком процессе, как лицензирование военной техники. Дилетанты из отдельных консалтинговых компаний, называющие себя экспертами, только получают деньги, сами не зная, к примеру, как сформировать пакет документации для подачи в лицензирующие структуры. Им неведомо, как проконтролировать саму подачу и последующее движение документации. Отсутствие такого контроля - еще одна распространенная промашка лицензирующихся самостоятельно, которую не могут исправить и их дилетантские «помощники».
Чтобы Лицензия на реализацию военной техники была получена, требуется каждодневный и ежечасный порой мониторинг действий федеральных органов исполнительной власти, которые так или иначе задействованы в такой сложной процедуре, как лицензирование военной техники.
Вывод: документы на получение лицензии надо готовить грамотно и в полном объеме, зная все явные и неявные требования лицензирующего органа. Такой процесс, как лицензирование военной техники, требует профессионализма, опыта и компетентности.
На самом деле, получить лицензию на военную продукцию в настоящее время достаточно сложно, но если у Вас серьезный настрой на получение такой лицензии, то все вопросы можно решить. Самое главное, это Ваше желание и наша помощь!