ГлавнаяСтатьиПравовые и политические аспекты лицензирования вооружения и военной техники на текущем этапе: глобальные тренды и проблемы

Правовые и политические аспекты лицензирования вооружения и военной техники на текущем этапе: глобальные тренды и проблемы

Правовые и политические аспектыЛицензирование в области вооружения и военной техники в настоящее время производится в соответствии с Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.12.2021г. №2386.

Данное Положение существенно отличается от всех предшествующих нормативно-правовых документов в сфере лицензирования ВВТ в первую очередь тем, что в нем впервые даны достаточно конкретные признаки, позволяющие решить вопрос, может ли быть отнесена к вооружению и военной технике (ВВТ) лицензируемая продукция или нет?

Вместе с тем, несмотря на эти, казалось бы, очевидные признаки, позволяющими самому соискателю лицензии или лицензирующему органу определять, относится ли лицензируемая продукция к ВВТ или нет, требование Минпромторга о предоставлении в лицензионном пакете письма (заключения) госзаказчика (Минобороны России, МВД РФ, ФСБ РФ и пр.) по отнесению продукции к тем или иным классам военной продукции и наличии у этой продукции признаков, позволяющих отнести ее к ВВТ, до сих пор осталось неизменным.

Таким образом сработал традиционный для наших реалий тезис: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда»!

В Положении о лицензировании в области ВВТ и боеприпасов, которое вступило в силу 1 марта 2022г., имеется Приложение, которое содержит Перечень продукции, разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация которых подлежит лицензированию в области ВВТ (далее – Перечень, Приложение к Положению), с учетом пункта 3 Положения о лицензировании в области ВВТ и боеприпасов.

При этом классы военной продукции, подлежащей лицензированию в области ВВТ, и указанные в вышеуказанном Перечне, по своему содержанию (расшифровке) во многом не соответствуют классам Единого кодификатора предметов снабжения (ЕКПС ЕК 001-2020).

По сути, указанного выше, можно констатировать, что со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 № 2386 при регулировании лицензирования деятельности в области вооружения и военной техники Единый кодификатор предметов снабжения ЕК 001-2020 применяться не должен.

Механизм получения заключения госзаказчика по отнесению продукции к тем или иным классам военной продукции и наличии у этой продукции признаков, позволяющих отнести ее к ВВТ до настоящего времени никакими правовым документами не урегулирован. При этом, Минпромторг считает, что это прерогатива и компетенция Минобороны России (иных силовых органов и структур), а Минобороны открещивается от этого, приводя свою аргументацию, главная из которых заключается в том, что такой документ, как «письмо заказчика по отнесению продукции к конкретным классам ЕКПС и к ВВТ» не предусмотрен Положением о лицензировании в области ВВТ и боеприпасов.

Еще в 2017 году Минобороны России пыталось согласовать этот вопрос с Минпромторгом, направив официальное обращение с предложением о создании межведомственной группы (комиссии) для правового урегулирования данного вопроса.

Как Вы, наверное, уже догадались, данное предложение осталось нереализованным. Угадайте с трех раз: почему и по чьей вине?

Данная проблема является одной из ключевых проблем при получении лицензии на производство военной техники и боеприпасов на современном этапе.

Другой проблемой является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) испытательного оборудования на воздействие внешних факторов. Лицензирующий орган (Минпромторг) требует, чтобы по указанным (указанному) в заявлении на получение лицензии адресам (адресу) осуществления лицензируемого вида деятельности соискатель лицензии (лицензиат) обладал минимально необходимым набором испытательного оборудования (желательно от 1-2 позиций). И это требование основано на подпункте б) пункта 5 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. №2386, которое гласит, что к лицензионным требованиям, в том числе, относят наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании испытательного оборудования.

Но бывает такая ситуация (и она возникает достаточно часто), что разработка (производство, ремонт, ТО) продукции не требует проведения испытаний на воздействие внешних факторов или заказчик требует, чтобы такие испытания проводились с использованием его испытательного оборудования, на его сухопутных или морских (речных) полигонах, испытательных площадках, лабораториях, в небе.

К сожалению, приложение к лицензионному пакету пояснительных записок по данному вопросу, не всегда спасает ситуацию. Отдельные эксперты Минпромторга подходят к этому вопросу с чисто бюрократических позиций, не утруждая себя анализом реалий соискателя лицензии и «отфутболивая» лицензионные документы организаций по формальному признаку: «нет ИО, получите отказ в предоставление лицензии по подпункту б) пункта 5 Положения о лицензировании в области ВВТ и боеприпасов».

Третьей проблемой лицензирования в области ВВТ является наличие у соискателя лицензии в области ВВТ необходимой технической документации. И данная проблема является тупиковой для тех организаций, которые никогда ранее не занимались деятельностью в области ВВТ.

Одним из лицензионных требований в области ВВТ (подпункт б) пункта 5 Положения о лицензировании в области ВВТ является наличие у соискателя лицензии технической документации на лицензируемую продукцию.

В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ Р 2.903-96 ЕСКД. «Правила поставки документации», который определяет порядок передачи КД, предназначенной для изготовления, эксплуатации и ремонта изделий военной техники (далее - ВТ), одним из условий для поставки (передачи) документации является наличие у принимающего предприятия лицензии на право деятельности по разработке или производству изделий ВВТ в соответствии с нормативными и правовыми актами РФ.

Таким образом, получить КД, предназначенную для изготовления (производства) и ремонта лицензируемых изделий ВВТ, становится для соискателя лицензии практически невыполнимой задачей, как и для других соискателей лицензии, которые не являются держателями подлинников или учтенных копий необходимой для лицензирования КД, и не имеют соответствующей лицензии.

Анализ всего этого позволяет сделать вывод, что главным трендом в сфере лицензирования ВВТ является ужесточение и усложнение требований к соискателям лицензии (лицензиатам).

Не беремся давать оценку такому тренду, но то, что при этом такое усложнение зачастую приводит к тому, что ставит перед соискателями лицензиями практически невыполнимые задачи, считаем абсолютно некорректным!

Тем не менее наш опыт и наши возможности позволяют решать эти и другие задачи, которые встают перед организациями, желающими участвовать в исполнении заданий государственного оборонного заказа и получить лицензию в области ВВТ. Обращайтесь к нам, и мы решим все проблемы!

19 февраля 2024 года